МАКС97 -- Международный Авиокосмический Салон и мои впечатления от него
 
 

 

   О проведении авиасалона я узнал случайно.  Несколько лет назад я был на авиа-шоу в Кубинке, который был устроен в честь дня авиации.  В тот раз была довольно пасмурная погода, но, несмотря на это, впечатление от мастерства пилотов и мощности самолетов не изгладились по сию пору.  Как эти человеко-машинные комплексы ухитрялись выделывать все свои фигуры высшего пилотажа именно в разрывах облаков, а то и вообще в узком промежутке между землей и низкими облаками -- для меня и сейчас остается загадкой.  Ну а на МАКС-97 погода обещала быть просто сказочной.  В добавок ко всему, буквально за несколько дней до начала авиакосмического салона, я приобрел себе новую фотокамеру, как же пропустить такой повод ее испытать.

   Из прессы я узнал, что МАКС проводится раз в два года, и на этот раз первые дни с 19 по 22 августа будет открыта только для специалистов, а следующие (23 и 24) будет открыто для всех желающих.  И в субботу 23 августа я отправился в подмосковный город Жуковский.  Добираться пришлось на электричке и затем на автобусе.  Организация транспорта была более чем приличной.  Автобусы подходили по три штуки и отправлялись один за другим.  Но даже их непрерывного потока оказалось недостаточно.  Очередь все равно была.  Входные билеты я предусмотрительно купил еще до посадки в автобус (тут обошлось не без совета бывалых попутчиков).  И поступил, конечно, правильно.  Очередь в кассы уже рядом с летным полем была громадной, а стояние в ней могло затянуться на час или больше.  Но мимо нее я с ветерком проехал в автобусе, который подвез меня почти к самому контролю, пройдя который, я оказался собственно на территории авиасалона.

   Вдоль летного поля ЛИИ им. Громова на дорожке для рулежки были выставлены на обозрение разнообразные летательные аппараты.  Но это не просто экспонаты.  Многие из них подцеплялись мощными тягачами и буксировались на демонстрационные полеты.  Было забавно наблюдать громадный Ил-76, движущийся с включенными на холостом ходу двигателями, среди толпы людей.  Конечно, это только так выглядит.  В действительности к такому движущемуся самолету нельзя было подойти (обсуживающие техники и охрана быстренько освобождали проход для самолета).  Были выставлены не только российские, но и зарубежные летательные аппараты, а также совместные авиаразработки.  Однако я не стал задерживаться и поспешил к летному полю, где уже шли демонстрационные полеты.
 

Су-27 Су-27

   Открывала полетную программу эскадрилья "Стрижи" на своих бело-голубых МиГ-29.  Прекрасный скоростной пилотаж производит действительно сильное впечатление.  Самолеты то движутся как связанные невидимыми нитями, то синхронно разлетаются...  Хотя вскоре их затмили групповые и одиночные полеты более энерговооруженных Су.  Для начала всех ошеломили демонстрацией фигур высшего пилотажа на самолетах-истребителях Су-27 и Су-30.  Это были очень опасные маневры.  Самолеты проходили на громадных скоростях буквально в метре друг от друга, двигаясь на встречных курсах.  Это продолжалось довольно долго, после чего Су-30 удалился, а на оставшемся в небе истребителе Су-27 заслуженный летчик-испытатель и герой России Александр Квочур продемонстрировал каскад фигур высшего пилотажа.  Далее полеты шли уже один за другим и, естественно в памяти остались только самые запоминающиеся.

   Тяжелый транспортный Ан-70 резво маневрировал над полем, иногда поворачивая почти под невозможным углом.  Никогда не подумал бы, что эта внешне неуклюжая машина может разворачиваться на таком воздушном "пятачке".

   Самолеты-пожарники демонстрировали возможность тушения лесных и прочих пожаров с воздуха.  В результате чего громадина специально разработанной модификации Ил-76 с бреющего полета затушила несколько подожженных ящиков, обрушив целый водопад воды.  Удар воды о землю напоминал небольшой взрыв или выстрел из пушки.  Удивительно, как пилоты ухитрялись попасть в такой маленький квадратик огня, а после этого еще и не потерять управление, ведь самолет единовременно сбросил нескольких тонн своего водяного груза, а это, как минимум, мгновенное изменение центровки всего летательного аппарата.
 

Маленькая этажерка ВУАЗЕН Маленькая этажерка ВУАЗЕН

   Европейский пассажирский A-310 под управлением немецкого космонавта _____ _______ (он совершил свой полет с Байконура) и французского астронавта Мишеля Тонини (который летал на американским "Шатле", был дублером своего соотечественника космонавта Жан-Луи Критьена и тоже, в свое время, проходил подготовку в российском центре подготовки космонавтов) сделал несколько виражей и разворотов.  Одновременно в небе были несколько парашютистов (их сбросили за несколько минут до этого).  Несколько раз А-310 пролетал так, что с поля казалось будто парашютисты пытаются сесть ему на крылья (в действительности, конечно, между ними все же была дистанция в несколько десятков метров).

   Порадовали глаз полеты самолетов-ветеранов.  Маленькая этажерка "Вуазен" (наверняка, современная реконструкция) оказалась даже менее маневренной, чем современные тяжелые транспортные самолеты и пассажирские лайнеры.  Издалека ее движения напоминали полет стрекозы, так и ждешь, что порыв ветерка спугнет ее.  Тройка восстановленных Ш-2, Ли-2 и Ил-14 продефилировали над полем и неспешно разлетелись.  Возраст не позволял им делать резких виражей, и их плавный прощальный разворот соответствовал солидному возрасту машин.
 

Ка-50 -- Черная акула Ка-50 -- Черная акула

   Но, конечно, звездой всех демонстрационных полетов были вертолеты Камова Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".  Это очень красивые и мощны машины, способны совершать мертвые петли и бочки.  Особенно было здорово, когда по ошибке (а может и специально) на громкоговорители летного поля вывели внутренние переговоры пилотов.  Сразу почувствовался ритм полета.  Команда "Пошли" и вертолеты дружно делают разворот... "поворот" и обе грозные машины начинают вальсировать, поворачиваясь одна вокруг другой как связанные нитью на дистанции нескольких метров.  Эти переговоры чуть позже отключили...  а совершенно напрасно...  без этого как-то не чувствуется, что за всеми действиями техники стоят люди...  пропадает ощущение напряжения и исключительности происходящего...

   Не обошлось и без знаменитой "Кобры Пугачева"...  В ходе полетов ее делали практически все пилоты МиГ и Су во время индивидуальных пилотажей (по крайне мере, мне так показалось).  Однако самого Виктора Пугачева никто превзойти не смог.  Оно и понятно.  Всемирно признанный летчик-испытатель пилотировал последнюю модификацию палубного истребителя Су-33!  Сказать по совести, я с трудом отличаю один современный истребитель от другого (ну разве что более крупный и маневренный Су отличу от стремительного МиГ...), но пилотаж Пугачева я всегда узнаю по "повадкам", разница видна даже такому профану, как я...  Самолет имеет возможность изменения тяги в нескольких плоскостях, что позволяет ему маневрировать почти произвольным образом.  Чего на нем только не выделывал прославленный асс.  Конечно, все фигуры пилотажа имели названия -- это "кобра на правое крыло", "кобра на левое крыло", "кобра на хвосте" и еще множество всяких "кобр".  Я даже перестал следить, так их было много.  Со стороны это выглядело, как будто ребенок играет в самолетики и выделывает с ним что хочет... самолет движется с любой скоростью.  Иногда кажется, что еще чуть-чуть, и он зависнет в горизонтальном полете... ну а в вертикальном полете, он только и делал, что зависал.  В этом и есть суть кобры (самолет плавно переходит из горизонтального полета в вертикальный...  слегка замирает, стоя хвосте, и балансирует с помощью тяги двигателей...  после чего, ослабляя тягу, начинает двигаться вниз хвостом и снова сваливается на нос, переходя в горизонтальный полет...).  Но в случае с Су-33 похоже это не всегда так (а может, так самолет летает только у Пугачева):  самолет может перейти из вертикального зависания в горизонтальный полет и через крыло (без клевания носом) или даже с переворотом через хвост!  Наблюдая такие пируэты, остается только удивляться чудесам пилота и технической оснащенности машины.  Иногда создается впечатление, что крылья этой машине не нужны (отчасти это так и есть) и она как ракета движется только за счет тяги двигателя...
 

Эскадрилья РУССКИЕ ВИТЯЗИ Эскадрилья РУССКИЕ ВИТЯЗИ

   Завершила демонстрационные полеты эскадрилья "Русские Витязи" на своих Су-27...  Это тоже надо видеть! Не уверен в своих литературных способносях описать это действо.  Но, все равно попытаюсь...  Для представления этого действа надо знать на что способен Су-27.  Так вот вооброзите себе эти самолеты в группе.  Такое впечатление, что это не несколько истребителей, а один.  Со стороны это похоже на несколько вырезанных из бумаги самолетиков, наклеенных на стекло и не удаляющихся друг от друга ни на сантиметр...  надо еще учесть и дистанцию между ними...  Шестерка выстроенная треугольником.  Нос заднего самолета кажется касается крыла впереди летящего, а средний самолет у основания треугольника почти залез носом в сопло самого переднего.  При этом, когда машины пролетают в близи (а я еще смотрел через оптику, слегка увеличивающего, длиннофокусного объектива) видно, что выхлоп переднего самолета чуть-чуть покачивает самолет летящий с сзади...  Жуткое зрелище!!!

   Представление в воздухе закончилось массовым сбросом парашютистов с вертолетов.  Это, конечно, тоже неординарное зрелище, но после пилотажа Пугачева и полетов эскадрильи "Русские Витязи" даже фигуры, которые выстраивали парашютисты в воздухе, и их спиральный спуск с флагом на своих парапланах выглядел обыденно и буднично.
 

Воздушные шары Воздушные шары

   По окончании воздушного шоу в воздух начали дружно подниматься воздушные шары со зрителями.  Я не стал подниматься, хотя, наверное, вид на авиасалон с воздуха стоил тех денег, которые просили предприимчивые владельцы самых первых в истории человечества летальных аппаратов.  Я немного погулял по ангарам, в которых экспонировалось множество предприятий представлявших технику и оборудование, так или иначе связанное с аэрокосмической промышленностью.

   Вдоль летного поля в ряд стояли летательные аппараты всевозможных конструкций... начиная от непременного экспоната всех аэрокосмических салонов с 1989 года -- космического корабля многоразового использования "Буран", и заканчивая представителями спортивной и малой авиации.

   Одним из самых популярных экспонатов был вертолеты Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".  Даже подойти поближе к ним было достаточно трудно.  А строгая охрана не позволяла даже притронуться к грозным машинам.  Еще бы... иначе любознательные дети (да и некоторые взрослые) могли буквально растащить машины на сувениры.  Кстати, "Черная акула" на самом деле не черная, а, как и любая военная техника имеет маскировочную, пятнистую окраску, а вот "Аллигатор" как раз черный, а не зеленый.  От этого он выглядит как-то еще более грозно.  Недалеко стоял и легкий вертолет Ка-115, новейшая разработка КБ им. Н.И. Камова.
 

Винт тяжелого транспортного самолета Винт тяжелого транспортного самолета

   Также были выставлено множество модификаций знаменитых МиГ и Су.  В том числе для морского базирования (со складывающимися крыльями) и учебные варианты.  Не обошлось и без гидросамолетов.

   Были представленны и "крупные" самолеты.  Например, демонстрировался давно не летающий на коммерческих рейсах и превращенный в летающую лабораторию по исследованию сверхзвукового полета, авиалайнер Ту-144.  Выставлялся военный стратегический бомбардировщик Ту-160, транспортный Ан-70, пассажирские Ил-76 и Ил-114, европейский А-310 и еще много-много всякой другой авиатехники...

   Я уже говорил, что организация была превосходной.  Во время осмотра я в этом продолжал убеждаться.  В газированной воде, пиве, мороженном и прочем, необходимом для поддержки организма, недостатка не было. Можно было, даже купить фотопленку (конечно, если уже "отстрелял" свою).  Всюду продавали различные футболки, бейсболки, значки и прочие сувениры с символикой авиасалона, различные детские игрушки с авиационным уклоном, календари, плакаты, фотоальбомы, каталоги, книги...  Кстати, очень интересный факт, на авиасалоне была прославленная летчица-испытательница Марина Лаврентьевна Попович, со своей книгой.  Можно было тут же получить автограф на память.

   Обратно до железнодорожной платформы доставил тот же непрерывный поток автобусов (кстати, тоже бесплатный).  Так, что и тут никаких проблем не возникло...  Остались только воспоминания и фотографии, и тем и другим я решил поделится с населением Сети.  Надеюсь, вам понравилось.  Пишите отклики по адресу drakon@chat.ru, или заходите на мою домашнюю страничку http://www.chat.ru/~erjemin/index.htm.

   Еще о Международном АвиаКосмическом Салоне можно узнать отправившись по адресам:
     http://www.airshow.ru/maks/!main.htm
     http://www.potrebitel.ru/airshow/home.htm

   До встречи на следующем авиасалоне МАКС-99...  На нем будут представленны новые самолеты появившиеся сразу после МАКС-97 (это дальний истребитель МиГ-29СМП и новейший истребитель невидимка Су-37 с крыльями обратной стреловидности).  Это будет событие о котором стоит написать!

 

 
 
Воскресенье, 30 ноября 1997. 23:53


~~V<
(с) 1997, 
WEB Dragon

Отчет составил: Сергей Еремин;
Фотографии: Сергей Еремин;
Дизайн, макет и верстка: Сергей Еремин.


Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!